19:51 

Reach out and touch DM

Alex Yager
Друзья! С некоторым опозданием присоединяюсь к нашему стихийно возникшему развлекательно-просветительскому проекту. Мои пальцы сейчас пребывают в режиме "typing only".

Итак, человеколюбивый и жизнеутверждающий флешмоб от Макавити под рабочим названием "Полюбите мою любимую музыку вместе со мной".
Я расскажу вам о британской группе Depeche Mode.

Сначала вступление.
Я не слушала музыку прицельно и не выделяла ее для себя как вид искусства или способ хорошего времепрепровождения до 21 года. До этого момента что-то я, конечно, слушала и кое-что из этого мне даже нравилось. Но крайне недолго, и в целом музыка всегда была не более, чем фоном. Эта могла быть многократно перематываемая на карандаше кассета с лучшим Beatles или "колхозный панк" Сектора Газа, который неизменно звучал в наушниках моей школьной подруги. В основном, это были составленные сборники: мой тогдашний опыт убеждал, что на любом альбоме есть одна-две-три стоящих песни, а все остальные проходные, так что покупать альбом или расширять знакомство с исполнителем просто трата времени.
Затем пришел русский рок - Сплин, Земфира, Би-2, Мумий Тролль, ДДТ, Нау и все остальные. Это было хорошо, но настоящий прорыв произошел позже и вовсе не с Depeche Mode или каким-нибудь другим знаковым тяжеловесом, а с поп-глэм группой Scissor Sisters. Слушать их было все равно что купаться в брызгах шампанского. Своими вдохновителями ребята назвали Элтона Джона и The Bee Gees, ну а дальше понеслось.

DM я, как и, возможно, многие, знала, не зная, кто это. Personal Jesus звучал буквально из каждого утюга. Всерьез я обратила внимание на группу после вышедшего на почившем ныне MTV клипа на песню "Freelove". И дело было даже не в заставляющей все бросить и остановиться мелодии, и не в приятном глазу видеоряде, а в том, что слова песни были словно выжимкой из моего собственного вороха мыслей. Впервые я услышала музыку, написанную для меня, ту, под которой могла бы подписаться. Позже я узнала об этом уникальном свойстве текстов Dеpeche Mode: кажется, что автор слов, Мартин Гор, просто взял и написал, открыто и обезоруживающие точно, о том, что ты сам хотел бы высказать. Включая и то, о чем ты предпочел бы умолчать.

Стремиться описать в одном посте все интересное, связанное с Depeche Mode, - все равно, что пытаться обхватить руками столетний дуб. Я, ваш персональный диджей и гид по случаю, позволю себе сделать краткий обзор из знаковых, характерных или значимых лично для меня вещей. Чтобы вы смогли увидеть моими глазами, кто такие Depeche Mode и услышать то, что так нравится мне.

Проверьте ремни. Откиньтесь в кресле. Мы возвращаемся назад, в 80-е.

Базилдон.
Город in the middle of nowhere. Ловить в этом месте совершенно нечего, и кому ли не знать об этом лучше, чем трем молодым парням - Мартину Гору, его закадычному другу Эндрю "Энди" Флетчеру и Винсу Кларку. Когда живешь в рабочем захолустье, тебе 18 и у тебя нет девушки, гитара и виниловые пластинки значат больше, чем просто развлечение. Изначально трое ребят создают группу Composition of Sound. Сочинителем песен был Винс Кларк, и это был эдакий незамысловатый синти-поп и нью-вейв в духе "эй, крошка, давай еще, я классный". С самого начала знаковым инструментом для участников стали синтезаторы.
Группа остро нуждалась в вокалисте, который вскоре нашелся. Девид Гаан (иногда Гэхан), покоривший всех на импровизированном прослушивании исполнением песни любимого Боуи "Heroes". Он предложил новое название, подглядев его во французском журнале - "Вестник моды". Почему? Потому что звучит хорошо.
В 1981 году при помощи Дэниэля Миллера, продюссера независимого лейбла Mute, был выпущен первый альбом Speak&Spell. Мартин Гор написал для него 2 песни, Tora! Tora! Tora! и Big Muff, выделяющиеся на общем фоне.

Потом Мартин как-то скажет: "Зачем писать песни в мажоре, если есть минор?". Но пока это тот самый дискотечный наивный синти.


В том же 81-ом из-за разногласиий по поводу дальнейшего развития группы уходит Винс Кларк, чтобы позже основать знакомые всем Yazoo! и Erasure.
Нужен был клавишник, и по объявлению в газету откликнулся Алан Уайлдер. В работе над текущим, вторым, альбомом он участия не принимал, и его вклад можно оценить только с третьего.
Надо сказать что Уайлдер был не только самым старшим участником (22 года), но и единственным с классическим музыкальным образованием. Его аранжировки сделают узнаваемым стиль ДМ.


Вместе они смотрелись весьма эффектно. Мартин, производящий двусмысленное впечатление с ангельскими белобрысыми кудряшками и нечитабельным лицом типичного интроверта, был, что называется, обычным мальчиком из небогатой семьи. После школы устроился работать в банк и успеха, мягко говоря, там не имел. Но с раннего возраста играл на гитаре и фортепьяно и слушал очень много музыки. Позднее Гор будет знать наизусть огромное количество композиций. Его эрудированность, кстати, выходит за далеко пределы только лишь музыки. Мартин - творческое ядро DM, внутренний лидер и центр притяжения силы.
Его друг с детства, Энди, флегматичного темперамента, станет буфером внутри группы и отличным организатором, оставаясь хорошим клавишником. В определенный период сильно проявится его религиозность, вплоть до ухода в монастырь на некоторое время.
Дейв Гаан, самовлюбленный экстраверт-харизматик ( у Мартина, к слову, харизма сильнее, но другого сорта) вообще имел репутацию местного хулигана, панковал и угонял машины. Идеальный лидер группы, на сцене - царь, бог и Голос Мартина.

Вы можете спросить, зачем я так подробно останавливаюсь на личностях участников. Дело в том, что DM - это тот случай, когда знание того, что остается за пределами сцены, понимание личности и внутренних интеракций в группе заставляют принципиально по-иному взглянуть на творчество. Очень многие песни, по сути, представляют собой части диалога. Что не отменяет, за счет мастерства Мартина и схожести человеческих проблем, свойства, описанного выше.

Второй альбом, Bottom Line (1982) был переходным, пробным для Гора в качестве сочинителя, но уже довольно мрачным, если можно так выразиться, показывающем будущее направление развития группы.
Третий, Constraction time again (1983), с явным индастриал-звучанием, сильно отличается от первых двух. Гор и Уайлдер увлеклись инструментальным экспериментированием ( и сложными словесными аллюзиями), поэтому альбом слушать непросто.
Влияние на группу, к слову, оказали, например, Kraftwerk, Gary Numan, David Bowie, рок-команды 70-х, типа The Clash. Сами же DM повлияли на бесчисленно количество молодых и не очень музыкантов и пр-прежнему остаются трендсеттерами в музыкальном звучании. Скажем, сначала Гор говорил о влиянии Cure, а спустя какое-то время уже Cure делали оммаж DM.


Дальше были Some Great Reward (1984), Black Celebration(1985) и Music for the Masses (1987). Группа приобрела популярность в Европе и начала покорять Америку. Стиль стал узнаваемым, а песни - популярными. Некоторые из них стали исполняться Мартином Гором. Если ранее встречались композиции на политические и остросоциальные темы, то чем дальше, тем их становиться меньше. Альбомы становятся более личными, интроспективными. Группа продолжает экспериментировать со звучанием и музыкальными инструментами. Большее место занимает электроника, сложные гитарные партии.
Популярность растет, растет внешнее давление и напряженность внутри группы, что отражается в более тревожном звучании.

"dark" звучание


Песня для того, чтобы я носила ее с собой и включала в нужный момент


Живое выступление 1984, Master and Servant. Надо сказать, что в определенный момент Гор начал экспериментировать со стилем одежды, не желая, очевидно, ограничивать себя гендерными рамками. При этом появления Мартина в кожаной юбке, кружевном топе, с косметикой и фетиш-атрибутикой совершенно не отвратили брутальных фанатов.

Две из "характерных" песен - Stripped

и Never let me down again


Все песни Мартина Гора - это размышления о занимаемых его вопросах или ответ на происходящее внутри группы. Вплоть до прямого ответа. Сам Гор отшучивался, что он всегда пишет об одном и том же. Одна из ведущих тем связана с осмыслением религии. Другие - секс, власть и межличностные отношения between lovers - просто неотъемлемые компоненты творчества. Песни Depeche Mod это всегда секс, даже когда там поется про бога.
Среди интересных системообразующих деталей, например, игра Мартина со словами ( скажем, в Master and Servant) или то, что чаще всего в тексте нет указания на род и на привычную "героиню", к которой обращается певец. То есть нет местоимения "she", и текст легко может быть обращен к "he" В тех случаях, когда появляется "она", на это делается четкий акцент.
Мартиновский вокал, очень интимно


Песни Гора, транслируемые голосом Гаана, как я уже говорила, настолько честны, откровенны и прямолинейны, что в этом можно не отдавать себе отчет. Та же Master and Servant - это прямое обращение к конкретному человеку, фактически описание BDSM life style и конкретных нестандартных отношений вне определений и субкультур.


7 студийный альбом Violator (1990) долгое время был самым коммерчески успешным для группы. И, разумеется, самым знаковым.
Клипы группе, если не указано иное, делал Антон Корбайн. Концертное оформление он же.

Две самые известные песни группы


Следом за ним выходит Songs of Faith and Devotional (1993). Переломный. С одной стороны, творческие способности каждого участника достигли высочайшего уровня. Многие фанаты до сих пор считают этот альбом вершиной ДМ. С другой, личные проблемы каждого и всех вместе тоже достигли апогея. Дейв не выходит на сцену без наркотиков, Мартин - без алкоголя, Энди - без сердечных.
Альбом идеально выстроен и сведен, слушается целиком как единое произведение. Все песни достойны отличия, но "искра на конце иглы" - это In your room.

Медленно

Быстро

In your room

В 1995 году уходит Алан Уайлдер. Из-за "растущей неудовлетворенности рабочими отношениями" и того факта, что, по его мнению, его вклад и работа не были по достоинству оценены.

После тяжелого реабилитацонного периода, оставшиеся участники все же собираются вместе и записывают альбом Ultra (1997). После сильнейшего напряжения предыдущего альбома, Ультра воспринималась как такое же по силе расслабление. Это лиричная, более тонкая и деликатная работа.




Вышедший в 2001 Exciter - это уже вполне вернувшийся Depeche Mode. Многие поклонники обвиняли музыкантов в упрощении и коммерциализации творчества (популярность и ротация синглов была высокой). Но надо сказать, что мы говорим о более коммерческих звучащих песнях ДМ, то есть эта разница видна, в первую очередь, при взгляде изнутри, и сами песни от этого хуже не становятся.


Это, кстати, важный момент. Любящие фанаты и критики могли обвинять группу в чем угодно, но никогда в том, что Depeche Mode повторяется, стагнирует или лажает. Мартин Гор на это органически не способен, а Дейв скорее умрет, чем позволит себе облажаться перед Мартином. Любая песня с 13 вышедших альбомов может не нравиться, но все они сделаны на высоком профессиональном уровне и ни одна из них не записана как проходная.


Пока ортодоксы орали, что ДМ уже не торт, в 2005 году выходит Playing the Angel, который возвращает характерное "темное" звучание и поэтику.

Жестко


Нежно


Принципиально новым стал "электронный" альбом Sounds of the Universe (2009). Несколько изменилась концепция оформления и настроение. Мартин Гор охарактеризовал это одним словом: "Peace".

Медленно


А это гимн, который каждый может отнести к себе. Особенно тот каждый, кто ежедневно обнаруживает себя в новом меньшинстве.


И наконец, последний на сегодняшний день, 13-й студийник, Delta Machine (2013). "Это все то, за что мы любим ДМ". С определенного момента Дейв Гаан стал принимать больше участия в написании текстов, так что на последних альбомах всегда есть пара его песен. Если слушать целиком, то становится очевидным, что весь альбом - это разговор Гора и Гаана, с некоторым отступлением в виде обращения Мартина к Алану Уайлдеру.
Если выбирать на данный момент времени, то Delta Machine входит в тройку моих любимых альбомов.

Громко


Шепотом


P.S. В 2010 году, для выступления в Royal Albert Hall, был приглашен специальный гость. После 15 лет перерыва Алан Уайлдер и Мартин Гор исполнили вместе песню Somebody.
Very touching.


Спасибо всем! :)

Enjoy the music!

Матерым всезнающим депешистам, а также всем, кто хочет еще хорошей музыки и слов, рекомендую:
- Ася пишет про менестрелей
- Костя знакомит с Deаd can dance
- Алиса вспоминает Queen
- Юля раскладывает по полочкам Radiohead
- Аня открывает Аквариум

@темы: music, heroes

URL
Комментарии
2014-09-26 в 22:03 

Константин Редигер
- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Все послушал. Поздние вещи показались мне более интересными, чем ранние; думаю, впрочем, это субъективное восприятие, а не действительное положение вещей.

2014-09-26 в 23:19 

Alex Yager
Молодец) там было много. Я думаю, дело во-первых, в современном видении. Оригинальные синти и нью-вейв композиции сейчас слушать немного смешно, а то же, сделанное недавно, идет легко. А во-вторых, это очень характерное, довольно тяжелое звучание. Оно либо нравится, либо нет. Либо созвучно восприятию, либо нет. Из поздних вещей ушла тяжесть, через них глядишь, словно сверху ( непонятное объяснение, ок). Хотя на самом деле это просто я сделала такую подборку. Мне очень нравится звучание, подобное Only then i lose myself. Три моих любимых альбома - испепеляющий SOFAD, обволакивающая Ultra и сексуальная Delta Machine.

Я послушала Dead can dance. Знала, конечно, ту композицию, которую ты назвал самой популярной, где-то она была саундтреком. Эти вещи вообще воспринимаются как саундтреки. Если бы услышала их значительно раньше, наверное, было бы интересно. Но сейчас они вызывают ассоциацию с Энигмой и проч, чего я на дух не выношу.
У тебя получился оригинальный антипост.

URL
2014-09-26 в 23:25 

Константин Редигер
- Положение серьезное, - сказал Пух, - надо искать спасения.
Нет, нет, это был не антипост, а пост похвалы, конечно.
Я в основном и использовал их для саундтреков.

Из треков тут мне больше всего понравились Wrong, Damaged people и Freestate.

2014-09-26 в 23:36 

Alex Yager
А, с такими сопровождающими эпитетами это похвала была?) А ну ладно тогда.

От Damage people перехватывает дыхание.

URL
2014-09-27 в 01:57 

Макавити
not there!
Alex Yager, о! спасибо больше, теперь я знаю что-то о Depesh Mode. Получилось очень познавательно, а лично для меня еще и захватывающе. Я обнаружила в клипе Only When I Lose Myself мое сильное эротическое впечатление детства. Эти две женщины, танцующие вместе, делающие волну. Я не могла вспомнить, где я это видела, а образ сидел.

И еще я поняла, что нужно послушать последние альбомы. И еще что я очень люблю John the Revelator.
И странно, мне казалось, что Wrong — песня более старая, чем оказалось. Какой у нее будоражащий звук.

И картинки! Спасибо за картинки!

2014-09-27 в 13:35 

Alex Yager
Макавити, о, я так рад, так рад! Что понравилось. Увы, пост получился более сумбурным, несистематичным и обрывочным, чем хотелось бы.

Последние альбомы, смотрю, хорошо слушаются. А последние - это с какого?
Wrong кажется такой потому, что она выкроена по старым лекалам времени Violator'а. Это моментально узнаваемый почерк DM. Вот, например Гвен Стефани. Аранжировка и кто исполняет гитарную партию, угадывается на раз.




И не только твое впечатление. Это было самым крутым, что могла сделать девушка на школьной вечеринке. Сделать волну. Помню, как две девушки, одетые в черное и белое, сделали зеркальную волну. Было впечатляюще.

URL
2014-10-02 в 12:03 

KSW[ExH].dso
Drink with me, dance with me // Take my hand and sing along // This is my favourite song
Оооооо. Вот это рассказ. Спасибо вам огромное, интересно было именно о личном отношении почитать :)
Я их обожаю. Клинически. И написанное вами подтверждает, что дело далеко не только в субъективном восприятии.

2014-10-02 в 13:19 

Alex Yager
cadet_lopatin.dso, спасибо, что прочитали)
На меня в свое время большое влияние в отношении понимания DM оказало прочитанное на сайте ankh.ru. Можно как угодно относиться к самой хозяйке сайта и тому, как она пишет, но DM она любит и великолепно знает, бесспорно.

URL
     

World in my eyes

главная