"Кококо" Авдотьи Смирновой, "Последняя сказка Риты" Ренаты Литвиновой, "Да и да" Валерии Гай Германики, "Антон тут рядом" Любови Аркус, "Еще один год" Оксаны Бычковой, "Как меня зовут " Нигины Сайфуллаевой, "Звезда" Анны Меликян - это лишь некоторые фильмы, те, что на слуху, снятые за последние пару лет российскими женщинами-режиссерами.
Когда я писала про Софию Копполу, обратила внимание на тот факт, что лишь трижды в истории женщины номинировались на Оскар как режиссеры (Коппола, Лина Вертмюллер и Джейн Кэмпион), на четвертый раз статуэтку все-таки взяла Кэтрин Бигелоу. Странно специально выделять женщин-режиссеров, как будто говорить "женщины и люди", но вы понимаете, что я имею в виду. Профессионализм не имеет пола, при этом как у отдельно взятого режиссера есть свой почерк, так и у фильмов, объединенных по некоторым признакам, можно увидеть сходные черты. Мы говорим об итальянском и французском кино, о фильмах 60-х и 80-х, о схожести и различиях подачи внутри одной темы. Фильмов, сделанных женской рукой пока явно меньше, чем мужских, и из-за этого то ли эти сходные черты видны лучше, то ли обобщать и стереотипизировать проще. Но вот я, например, вижу, что женщины часто снимают фильмы о женщинах и кажется, что только про женщин - взгляд изнутри на мир, очень личный, во многом трогательный и лиричный, несмотря ни на что. Получается девичье по-хорошему кино, как у Копполы "Девственницы-самоубийцы", например. Ну или такое, как у Германики. Ничего особого из этого не следует, интересно смотреть на развитие - идей и способов подачи, что, собственно, нужно сказать, что хочет сейчас сказать женщина, ну скажем, живущая в России, имеющая такую возможность, как режиссерское кресло. Бигелоу сняла "Повелитель бури", Джоли - "В краю крови и меда", о Балканской войне, Портман снимает об Амосе Озе. Я бы хотела увидеть что-либо подобное от российских женщин-режиссеров. Пока я вижу, в основном, камерные, "кухонные" истории обычных людей, истории о поисках и понимании себя, а потом уже мира вокруг.
Посмотрела только вышедшую "Звезду" Анны Меликян. Не совсем то, что я ожидала, но это по-своему хорошее кино. Особенно мне понравилась игра главных героинь в исполнении Тины Далакишвили и Северии Янушаускайте ( и двух главных героев тоже). Но к сожалению, кажется, что у нас сейчас снимают два типа кино: о боли и страданиях и о гульбе как в последний раз. Есть исключения и не одно, но эта тема контраста не отпускает, конфликт не разрешен, и она снова и снова повторяется в той или иной форме. Да и форма не балует разнообразием. Это всегда противостояние двух классов, двух миров. Один персонаж - бедный, малообразованный, из провинции поглуше, если это женщина, то у нее будет пьющий и бьющий муж/приятель, ребенок при острой нехватке денег, жить будет в обшарпанной халупе впроголодь и иметь большую мечту. Другой - откуда-нибудь из центра, интеллектуал/ка, миллионер или подруга его, с личностным кризисом. И так далее. Это всегда кино об изгоях, в широком смысле. О тех, кого по разным причинам "выбросило из обоймы". И решить каждый свои проблемы может только перейдя на противоположную сторону. Проблема в том, что есть и другие люди, другие вопросы, другие истории, которые можно рассказать. Есть - о, удивительное - те, кто живет не во дворце или лачуге, а в обычной квартире, зарабатывает такой человек не много и не мало, работает экономистом, преподавателем, журналистом, веб-дизайнером, делает мебель на заказ. И не рушится у него все в бездну, но есть о чем поговорить, есть то, что хочется понять, объяснить для себя. Это не "маленькие люди" - терпеть не могу этот термин, создаваемое и смакуемое. И это не небожители финансового олимпа, которые тоже получаются картонными, поскольку их мир создатели явно знают хуже. Это просто люди, интересные и сложные по-своему. Где истории о них? Где истории о нас? Обо мне? Или это слишком сложно, легче слезу выдавливать? Хороший пример - фильмы Квартета И. Или вот "Неадекватные люди" Романа Каримова - тоже вроде про контраст, но подано деликатнее и потому интереснее. И ассоциировать себя с такими героями легче, в жизни есть место и юмору, и дурачествам, и хорошим людям (которых больше, чем кажется), и тому, что называется роскошью - не по деньгам, а по необязательности, сотни маленьких мелочей. Мы - это не только наши проблемы. И любовь бывает разной, простите за банальность, so many different ways to show it, без надрыва и драматичности. Хотя. Хотя, наверное, насчет последнего я поторопилась.